Skip navigation.
Home

Навигация

2022-2023-Гончарова, Марианна. Рассказы.

Марианна ГОНЧАРОВА

Рассказы

 НА ОХОТЕ


Мои друзья и родные знают, что если бы я не стала тем, кем сейчас стала (или не стала?), я была бы дирижером большого (именно большого, а не камерного!), большого симфонического оркестра. Большого-пребольшого! Я тыщу раз признавалась всем, что мечтала в детстве стать хотя бы ассистентом дирижера, носить за ним ноты. А когда у него, например, похмелье или, простите, понос, дирижировать вместо него. Хотя бы чуть-чуть.
Если бы вы знали, как я, десятилетняя, неустанно и настойчиво
дирижировала оркестром под управлением фон Караяна. У нас дома было много толстых черных пластинок с классическими произведениями в исполнении оркестра под его руководством. А еще и под управлением Рождественского Геннадия или, чаще всего, Мравинского. Хотя изображала я всегда Стоковского. Моя мама, насмотревшись в детстве трофейных фильмов, подробно описывала его и, закатывая глаза, добавляла мечтательно, что Стоковский – «эт-то что-т-то!»
Я ставила пластинку, сажала перед собой, чуть слева от себя, плюшевого медведя Юрочку – сейчас поймете почему. Из «Ригонды» – нашего старого проверенного проигрывателя, моего товарища, особенно обожаемого в те дни, когда мои глаза были закапаны атропином, и зрачки расширены, и читать нельзя было, словом, во дни  сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, в дни жесточайших ангин и гриппов, – раздавалось сначала шипенье, а потом уже шуршали программками, покашливали (мои! – будто бы) слушатели (ведь запись велась чаще всего из зала)... И тогда стремительно, через всю комнату, с торжественной и насупленной рожей я подлетала к зеркалу и рассеянно пожимала медведю лапу.
Поняли? Поняли? Нет?.. В общем, медведь Юрочка был у меня
первой скрипкой. Маминой складной учительской указкой (была у нее такая ручка-указка) я гневно стучала по специальной подставке для цветов (типа пульт). Ох же я была дирижер-диктатор! Ох же я была дирижер-деспот! Потом плавно руками давала невидимому оркестру ауфтакт и… Боже мой, как выразительны были мои жесты, какая четкость и определенность была в моих движениях! Как я держала все партии на кончиках моих пальцев и как собирала звуки горстями!..

Коварная бабушка, подглядев однажды за моими занятиями, сообщила деду скептически: «то ли плавать учится, то ли комаров гоняет. Корецкой надо показать однозначно». Корецкая была детский доктор, бабушкина подруга.
А когда дирижировала Вероника Дударова, все домашние мне
кричали, мол, иди быстрей, твоя в телевизоре.
Я мечтала побыстрей постареть и просто видела, как в свой
семидесятипятилетний юбилей я выхожу к пульту – сухая,
подтянутая, с седой копной непослушных волос, как у Бетховена, во фрачной мужской паре, вдохновенная, вне времени. Ну и дальше – тук-тук-тук палочкой, потом всех музыкантов охватить взглядом, ауф-ф-ф-ф-фтакт… И-и-и-и-и…

Ну, я еще не решила, что именно мы будем играть первым номером. Еще есть время. Да. Теперь читатель понимает, как серьезно я отношусь к симфонической музыке. Хотя дирижеры (чуть не написала беспардонно: «Мы, дирижеры») нельзя сказать, что люди всегда строгие и серьезные. Иногда они разыгрывают и зрителя, порой и   музыкантов, часто шутят. И в концертах, где сидит неискушенная публика, бывают даже конфузы. Ну вот, например, конкретная история.
Большой концерт. Официальный, приуроченный к какому-то
государственному празднику. С присутствием высоких персон. Не в смысле роста, а в смысле должности. На самом-то деле высокая персона, что на концерт пришла, оказалась маленькая, широконькая.
Она притащилась в зал, персона эта, уселась, а ножки у нее, верней у него, болтаются и до пола не достают. Но зато часы клёвые и охрана приличная – парни как трехстворчатые шкафы…
Я вам вот что скажу. В нынешней ситуации, когда во власть идет… как бы это сформулировать поприличней, ну, скажем так, деклассированный элемент... Да еще и с лихим прошлым… Понятно, что их всех охранять надо. А охрану обучать. И не только приемам рукопашного боя, восточным единоборствам, но и… азам классической музыки. А вдруг персона классику послушать сподобится? Вместе с охраной (как же без нее, филармония все-таки!..) Ее-то саму, персону, обучать этим самым азам поздно уже. Да и бессмысленно: у них, как говорится, на другое ум головы заточен. А охрану надо. Потому что может выйти такой конфуз, ну такой конфуз может выйти… Рассказываю.

Словом, пришла, села персона. Вокруг персоны суетятся, юлят, программку, то-се. Рядом персонина супруга в атласном длинном и в убиенных нежных маленьких зверьках, дальше в этом же ряду персонины приближенные с супругами, тоже в убиенных животных, занесенных в Красную книгу практически. И с ними рядом, через одного, эти промышленные холодильники сидят – охрана. Молодцы такие, бдительные. Нервно галстуки гладят ладошками к уху – связь же там, так, да?

Начался концерт. Играет оркестр легонькое – так, для неискушенных. Ну там хиты всякие классические, узнаваемые. А во втором отделении Штраус. Вальсы, марши, польки. Нормально – персоне и персониным сотоварищам нравится – ничего не могу сказать. Это ж не Вагнера слушать или Шнитке там. Полечки, трям-та-та-там, трям-та-та-там. Персона повеселела даже, ножкой игриво подергивает. Персонина супруга милостиво головой в ритм качает.
Ну а я, за их спиной – там журналистов посадили, я, как всегда,
мысленно дирижирую и ни на что не обращаю внимания. И тут вдруг после шквала аплодисментов, конферансье объявляет:
– Иоганн Штраус. Полька «На охоте».
Следом вылетает дирижер, элегантный, счастливый. Концерт идет к концу, все хорошо. Выходит, значит. С этим в руке… С пистолетом выходит. И говорит, повернувшись к залу, роскошным баритоном, подняв пистолет:
– И напоследок…
Пошутил. Да?
Вот вы бы что подумали? Вы бы спокойно сидели бы,
предвкушали бы. Потому что вы же знаете про пистолет в польке Штрауса «На охоте». Но там же сидели… Я говорила же вам – хотя бы готовить их. Перед каждым концертом готовить. Типа – это такое произведение, а в этом будет очень громко – не бойтесь, а тут вот – постреляют чуть-чуть…
Но нет, не подготовили…

И тут уже началось другое шоу. Дирижер, бедный, даже не успел вот этот вот – ауфтакт, мной любимый до глубины души жест, жест- импульс, жест-сигнал, жест – знак магический, который настраивает на произведение весь оркестр. И ведь ни персона, ни персонины соседи не знали, что пистолет стартовый и в этой полечке используется как музыкальный инструмент. Там же как: вначале «бах-бах!» И потом еще в конце: «ти-ри-та-ра», потом «та-а-а-а-а» – и опять выстрел пистолета: «бах-бах!» Потом опять: «тирира-а-а-а-а-а-а» и «бах-бах!» Некоторые и в середке стреляют – потому что нравится же. Бабахать.

Обычно эту партию исполняет ударник, но иногда и дирижер. Есть такие в моем серьезнейшем дирижерском цехе, кто похулиганить любит. Не отходя при этом ни на йоту от партитуры. Кто, используя свое служебное положение, отбирает пистолет у ударника, типа, дай-ка мне пистолетик стрельнуть пару раз. Я бы тоже отобрала бы. И Вероника Дударова моя точно бы отобрала бы.
Йеэх, какое выступление сорвали!!!
Я же говорю вам, господа, говорю же вам: берете охрану – устраивайте экзамен! Да и сами… как-то… Пригласили бы кого из старых интеллигентов. Учительниц каких-нибудь из провинции в очочках – путь бы вас чуть подтянули. По всемирной культуре. А то че-то вскочи-и-или! Побежа-а-али! А эти дураки здоровые – вспрыгнули, обезьяны чисто, пистолет из руки выбили, дирижера схватили, на пол кинули, руки за голову! Персонины дамы завизжа-а-али, в своих атласах запу-у-у-утались.
Нет, мы ничего. Тут главное – успеть фотоаппарат вытащить или хотя бы телефон. Только дирижера жалко было – пострадал…


СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА


Ирка поубивала все будильники. Для убийства последнего встала по его же звонку, доковыляла до окна, открыла форточку и швыранула будильник в куст. В кусте кто-то взвизгнул, зашуршал, потом радостно ойкнул и воскликнул: «Ой! Господи!!! Ой! Часики! Вот спасибо тебе, Господи!»
– Та пжалста, – в ответ пробормотала Ирка, закрыла окно и ушла спать. Но вставать все равно надо было в семь утра. Надо было все равно. Потому что надо было. А как? Оставшись без будильников, Ирка заказала своему папе ежедневную телефонную побудку. Папа вынужден был звонить каждое утро из другого города.
– Да-да, я уже проснулась, – бодрым свежим утренним голосом рапортовала Ирка, – спасибо, папа.
Папа верил.
Через три часа Ирка звонила отцу и орала:
– Па-а-апа!!! Почему ты меня не разбудил?! Я же просила! Я же опять опоздала! Опять!
– И-и-ира! Но ты же мне ответила, ты же сказала: «Да-да! Я проснулась!»
– Это была не я!
– А к-к-кто?! – от удивления и страха заикался папа… В доме, кроме Ирки, жил только хомяк. Хомяк не мог говорить Иркиным голосом: «Да-да, я проснулась». Хомяк не мог говорить: «Я проснулась», поскольку спал еще крепче, чем Ирка. Хомяк не мог говорить «проснулась». Хомяк был мальчик! Хомяк не мог говорить     даже теоретически!!! Хомяк был… животное!!!
– Это говорила я. Но я спала. А во сне я себя не контролирую и поэтому вру. Я не просыпалась. Я говорила: «Да-да, я проснулась», но не проснулась. Проверяй меня, когда звонишь.
– Как проверять?
– Задавай разные вопросы.
Отец стал задавать разные вопросы.
– Ира! Это кто, угадай? Это кто тебе звонит рано утром, вместо того чтобы спокойно спать, потому что я имею уже право на пенсии поспать подольше, Ира? Кто? Это… Ну? Э-э-это…
– Это па-апа… Я проснулась, папа.
– А почему я тебе звоню, Ирочка, из другой страны по доллару за минуту?
– Чтобы меня разбудить. Я уже проснулась, папа.
– Ира, какой сегодня день, Ира?
– Понедельник. Я проснулась, папа.
– Какое число, Ира?
– Пятое. Проснулась я, папа! Спасибо, папа!
– Месяц, Ира!
– Сентябрь!!! Я проснулась уже, проснулась, папа, уже!
– Ты проснулась? Да? – констатировал папа.
– Да-да, я проснулась.

Через два часа:
– Ты меня не разбудил!!! Ты меня не разбудил, меня уволят с работы. Я опять проспала.
– Но ты же отвечала, Ира! Ты же правильно ответила на все вопросы!
– Да! Потому что я в тебя! Я умная даже во сне. И сообразительная. А главное, очень изобретательная!!!
Папа перешел на точные науки.
– Ира, это папа, Ира.
– Да-да, я проснулась!
– Не морочь мне голову. Ты спишь. Назови число пи.
– Пи?
– Пи! Пи!
– Пи-пи… Щас… (Ирка куда-то убегала, возвращалась) Але?
Это кто?
– Это папа, Ира! Я звоню, чтобы тебя разбудить.
– О! Папа! Молодец ты какой! Я уже проснулась, папа.
– Не-ет, Ира, ты спи-и-ишь, Ира. Назови число пи.
– Число пи? Число пи… Число… Але? А это кто?
– Это папа, Ира! Это папа! Я звоню, чтобы тебя разбудить.
Назови число пи, Ира!!!
– А! Легко! 3,14!
– Пра-а-авильно. А кто тебе звонит?
– Это… папа? Па-а-апа! Здравствуй, папа! Вот спасибо тебе!
Вот спасибо! Это ты, папа!
– Правильно. Ты проснулась?
– Да-да, конечно, я проснулась.
– О чем я только что спрашивал?
– Ты? Ты… спра-а-ашивал… число пи?
– Правильно. Ты точно проснулась?
– Да.
– Ты не будешь мне звонить через два часа и орать, что я тебя не разбудил?
– Нет, ну что ты, папа. Ну что ты!

Через два часа Ира звонила и орала. Опять! Почему не разбудил, меня уволят! Давай вопросы поизощреннее.
– Ира, доброе утро! Как зовут Маркеса?
– Габриэль Гарсиа. Я проснулась.
– Не-ет, ты врешь. Экзюпери?
– Мари Роже Антуан. Я проснулась.
– Титул?
– Граф.
– Чем меньше женщину мы любим, Ира, тем…
– …легче, папа! Легче нравимся мы ей, папа! Я проснулась,
папа. Точно. Все! Точно, папа!
– Ира! Ира! Слушай, Ира! Если ты опять позвонишь мне через два часа! Если ты мне позвонишь, Ира, я тогда не знаю, Ира…

Ира позвонила через два часа. Скандалила и рыдала. Папа отказывался звонить, сказал, что больше не выдержит, пусть Ира кого-нибудь нанимает и хорошо платит за эти муки, за эти нервы, папа больше не может…
Ира ныла, давила на папину совесть и плохую наследственность, у Иры были неприятности на работе, она проспала хорошие заказы и выгодных клиентов.
– Ну па-а-апа... Я здесь уже никого не найду, никто уже не хочет, меня уже все будили… Ну па-а-ап… Ты сам виноват – не надо было меня в детстве баловать.
– В последний раз! – согласился папа. – В последний раз, ты поняла, Ира?
– Давай, спрашивай что-то, где надо не просто отвечать, а соображать…
Отец стал задавать задачи на умножение трехзначных чисел.
Ирка решала легко. Не просыпаясь.
Потом пошли уравнения...
Приспособилась. Продолжала спать.
Потом начались компьютерные вопросы.
– Ира! У меня не включается компьютер, что мне делать?
Ира грамотно обследовала папин компьютер по телефону, давала дельные советы, предлагала разные варианты, но продолжала сладко спать.
При этом после десяти утра, когда она действительно просыпалась, Ира пользовалась уважением на работе, поскольку была специалистом высокого класса, и вниманием юношей, поскольку была очень симпатичной и веселой барышней.

После свадьбы папа облегченно вздохнул: теперь он сам мог спокойно выспаться утром и подлечить свои растрепанные нервы, теперь есть кому будить Иру. Но не тут-то было. Муж Гарик спал как сурок и не просыпался, когда Ира подробно рассказывала отцу по телефону, из чего состоит материнская плата. При этом все трое – Ира, Гарик и хомяк – дрыхли как медведи зимой. Папа продолжал звонить по утрам, чтобы изводить Иру, а теперь и Гарика трудными вопросами. Трубку иногда брала Ира, иногда Гарик, а иногда, особенно осенью и зимой, когда утром еще серо и прохладно и так не хочется просыпаться, трубку брал кто-то из них и бормотал хроническое «мы проснулись, папа» таким глухим, сиплым, вялым и невнятным голосом, что папа иногда подозревал, что трубку взял хомяк.

Когда у Иры с Гариком родилась маленькая Ирка, папа взял билет на самолет и в панике помчался к детям. В первую же ночь он улегся спать рядом с комнатой, где поместили ребенка. Он почти не спал, боясь пропустить момент, когда маленькая Ирка заплачет. На ее родителей он, конечно, совсем не рассчитывал. К папиному несказанному изумлению, Ира легко просыпалась от каждого шороха или кряхтения дочки. Ира вставала и тихонько, чтобы не разбудить папу, подходила к кроватке маленькой Ирки. Но Ирочка спала, иногда во сне морщилась, возилась, но не просыпалась. Так она спала с двенадцати часов ночи до утра. В восемь Ира тормошила Ирочку, чтобы покормить. Ира маленькая ела с аппетитом, громко глотала, чмокала, приговаривала и причитала, но глаза не открывала. Ира маленькая спала…
Жизнь продолжалась.


НОЧНАЯ КОТЛЕТА

Они вломились в купе и, чтобы не терять времени, сразу сели покушать. Вжик, вжик, вжик – три сумки были мгновенно раскрыты, и из каждой из них появилось по увесистому пластиковому контейнеру.
В одном были овощи, в другом хлеб, а третьем, плотно утрамбованном, – что-то мясное. Она выуживала вилочкой то ломтик сала, то колбасы, то котлетку. И медленно, вдумчиво, с любовью ела.
И совала мужу.
– Будешь этот кусочек.
Причем это не вопросом. Это приказом.
– Э эагу уэ!!! – возражал муж с набитым ртом.
– Скушай, я тебе говорю, кусочек! – командовала. – Пропадет.
Оно не доживет до утра. Оно же задохнется в этой коробке, в пластике, до утра.
– Ничего не задохнется. Ты не закрывай. Пусть оно дышит.
Остальное съедим утром.
– Хорошо, – согласилась она, – съедим остальное утром.
Надо же будет утром тоже покушать. А то что же мы будем кушать утром?
И она не закрыла. И оно стало дышать.
Оно так дышало, просто ужас.

В вагоне выключили верхний свет. Вот эти наши местные поезда! Прямо как в пионерском лагере. Десять часов. Отбой. Хочешь не хочешь, ложись.
Я не хотела, но легла. Лежу. А контейнер дышит. Жареным. Да еще с чесноком. Я этот запах не переношу. Я не могу, когда дышат жареным, да еще с чесноком. Она напротив:
– Ухр-р-р-р-р, хр-р-р…
Ее муж сверху:
– Хр-р-р-ахр-р-р…
На столе – пластиковая коробка. Там – которое не должно
задохнуться. Его съедят утром. Оно пахнет. Оно пахнет жареным.
Жареным-пережаренным. Пахнет и пахнет. Да еще с чесноком. Как ни повернись, как ни ляг, – пахнет.
Я прикрыла глаза. «Завтра у меня такой тяжелый день, –
думала я. – Нет, не высплюсь. Потому что оно – это ужасное –
дышит…»
Из контейнера вдруг послышалась какая-то возня, раздалось
чье-то кряхтенье. В тусклом свете показалась одна маленькая
мультяшная ручка, вторая, потом ловко подтянувшись и перекинув ногу через бортик, из контейнера вылезла Котлета. Она постояла на столе, покачиваясь в такт поезда, и села на край, свесив ножки. Затем, закинув ногу на ногу, обратилась ко мне.
– Ты посмотри на них. Как тебе нравятся эти два? – мотнула
Котлета рукой себе за спину. – Им выходить в шесть утра, а они еще планируют покушать. На рассвете. Мясо. Видала? А? Жареное. А? 
С чесноком.
Я молчала.
– Че не спишь? – участливо спросила Котлета
–Тут поспишь… – вздохнула я, – завтра такой день…
Столько всего… А тут… Пахнет.
– Она волнуется, я вас умоляю… – закатила глаза Котлета. –
Если размышлять логично, то волноваться нужно мне. Завтра меня съедят.
– Не факт, – пробурчала я.
– Да! – согласилась Котлета, – Да, я уже буду не так свежа. Не так молода, – с пафосом и некоторой грустью продолжала она, – но что остается? Ты видела эту фигуру? Ты видела этот аппетит? Она меня точно съест. Проглотит и не подавится. Экая прорва.
– Конечно съест. Для себя же готовила!
– Мда-а-а-а. Не о том я мечтала, – покачивая ножкой,
вздохнула Котлета. – Вот, помню, еще в кулинарии… – котлета
помолчала минуту. – За мной ухаживал один… Люля-кебаб его была фамилия. Из восточной кухни. Красавец! Горячий такой…
– Постой-постой, какая еще кулинария? Так ты что? Ты… ты
полуфабрикат?!
– Ну и что? – возмутилась Котлета. – А если и полуфабрикат?
Я что, и понравиться уже никому не могу? Да ты знаешь, как я пою?!
Мы с пацанами знакомыми, с двумя – Котлета кивнула рукой за окно, – знаешь, как пели? «Течет река Во-о-о-олга… А мне семнадцать лет», – тихо тоненько завыла Котлета.
– А те двое – кто?
– Ну... один, он из бифштексов вроде. А второй – тот шницель.
Точно шницель. Или лангет? Не помню. Но вроде из породистых… «Я не грущу-у-у-у а той весне было-о-о-ой. Взамен иеёо-о-о-о тва-а-а-ая любовь са мной. Издалека-а-а-а до-о-о-олго…» – фальшиво и мечтательно скулила Котлета. – Ах, лангет-лангет, где же ты сейчас, лангет? Почему ты не скрасишь мои последние часы, лангет? А пойдем покурим?
– Я не курю.
– Так и я не курю. Просто вынеси меня в этот… Как его…
– Тамбур.
– Да. Вынеси меня туда.
Я встала, надела шлепанцы, нащупала салфетку, усадила туда
Котлету, и мы с ней тихонько вышли из купе.
В тамбуре Котлета совсем скисла.
– Ты понимаешь, – с жаром сказала она, – я ведь все-таки не глупа. И не дурна собой. Румяна, пышна, округла, аппетитна. И неплохо воспитана, между прочим, хоть и начала свое существование в этом мире как полуфабрикат. Правда, должна тебе признаться, я…как бы это сказать… у меня есть один недостаток. Я, видишь ли… у меня клаустрофобия, не могу долго оставаться в закрытом помещении. Без воздуха.
– То есть?
– Ну вот открой дверь… Ну открой, а?
Я с трудом открыла дверь. Тугой воздух ворвался в тамбур.

Поезд – та-дах-та-тах! та-дах-та-тах! – стучал и, смело прорезая
сумрачную мглу, несся вперед. Котлета вдруг с усилием развернула за спиной два небольших крылышка, подняла их, как параплан, вытянулась, оттолкнулась и сиганула с моей руки в темную прохладную ночь. Ветер подхватил Котлету и понес ее все выше и выше, а поезд поехал дальше.
– Странно, я ведь помню, – разбудил меня женский голос в шесть часов утра, – что здесь была одна котлета и два жареных куриных крылышка. Куда они делись?
Она с подозрением посмотрела сначала на сонного мужа, а потом на меня.
– Что? – спросила я. – Что такое, мадам? Я не ем мяса,
мадам. Я не ем жареного. Да еще с чесноком.
– А где же тогда котлета?
– Ну не знаю… Может, она выбрала свободу?


ПРИХОДИТЕ, БУРГОМИСТРЫ, Я ВАС ЧАЕМ УГОЩУ


Я хотела бы, чтобы ко мне в гости пришел бургомистр. И побыл у меня в гостях часик-два.
А чем мы хуже голландцев?
Вон моя подруга Катюша из маленького голландского городка на днях пишет:
«Вчера получила гражданство. Ко мне домой приходил бургомистр».
Ну, я прямо покой потеряла. Потеряла покой. Я-то ведь гражданство вон еще когда получила, в девяностых годах прошлого столетия.
И где?!
Правда, я сначала Кате не поверила. Спрашиваю, мол, как это
приходил? Вот так вот сам бургомистр? Поднялся к тебе в лифте?
А Катя:
– Почему в лифте? У нас лифта в доме нет. Он поднялся сначала по обычным ступенькам, а потом ко мне с пятого на получердачный этаж залез по деревянной лестнице. Мы к его приходу как раз ее починили, а то там парочки перекладин не хватало.
Я опять не поверила. Спрашиваю:
– Вот так вот, бургомистр в костюме карабкался к тебе в квартиру?
– Почему же в костюме? Ничего не в костюме. В мантии.
– В… в…
– Ну да, в парадной мантии и со знаком магистратуры на солидной позолоченной цепи.
– И что, – продолжаю я фантазировать, – его сопровождающий
решительно позвонил в дверь – предположила я, – и крикнул зычно:
«Откройте смиренно, новый гражданин Голландии! К вам идет бургомистр!!!» Да?
– У нас еще нет звонка.
– А что? Неужели постучал, да? Его сопровождающий трижды
постучал в дверь и громогласно провозгласил: «Бур-го-ми-и-и-ис-тыр!!!»
– Нет. Не стучал. Он, бургомистр, во-первых, сам пришел, без
сопровождающих, а во-вторых, не постучал, а поскребся. Тихо-тихо. А я же ждала. И открыла. А иначе и не открыла бы.
– Ну да? И в чем ты была?
– В джинсах и кофточке, чистой, почти новой. Он сказал: «Здрасть».
Потом пошаркал ногами о половик и спросил: «Мэфроу Катия?» А я такая: «Да-а…»
– А он?
– А он мне руку жмет, говорит: «Я бургомистр. Оч приятно». И Яну, другу моему: «Оч приятно. Бургомистр. Оч приятно». И мы с Яном как заскакали на месте: «Оч приятно. Оч приятно». И стоим в прихожей, как последние дураки, к стенам приваливаемся, то к одной, то к другой, прихожая ведь узкая у нас. А потом я опомнилась: «Чаю?»
– А он?
– А он сказал: «Не откажусь».
– Ну?! И что пили?
– Как «что»? Чай.
– Чай?! Катерина!!! И все?
– С пирожными, конфетами, печеньем. И не так, как в голландских семьях принято – по одному пироженку на брата. А много, на блюде.
(Да, я знаю. Катя из большой веселой семьи. И когда готовит что-то, то в промышленных количествах. Привыкла так. Отвыкнуть не может.)
– И в пирожные мы воткнули маленькие флажки – Украины, откуда я родом, Польши – откуда Ян, и Голландии – откуда бургомистр. 
И для красоты, и чтобы бургомистр оценил нашу толерантность, повтыкали   те, что были в ближайшем магазине – американский, российский, английский и флажок Непала. А бургомистр напрягся как-то, оглядывая стол: 
«Что, – говорит, – все флаги будут в гости к вам?» А я ему: «Ну что вы, что вы, это старинная украинская традиция – чтоб было много, подавать всего много». Правда, стол у нас был бильярдный, сверху вышитой скатертью накрытый. И бургомистр спросил: «А что это, бильярдный стол у вас?» А мы ответили: «Да, бильярдный. Пока». А бургомистр: «Ха-ха. Вот придумали здорово!» И мы пили чай, держа чашки в руках. И хорошо поговорили. И наша кошка лезла к бургомистру на колени. А я ее стаскивала. А она, чтобы задержаться, цеплялась когтями и опять лезла на колени бургомистра и там топталась, стараясь устроиться поуютнее. А он смущался.
Бургомистр наш… И сказал вдруг: «Та ладно, пусть сидит уже. И так уже налиняла мне своей белой шерстью на мантию. Чего уж». И кошка уютно затрещала и развалилась у него на коленях, у бургомистра, и подставила ему уши, чтоб гладить. И он гладил. Наш бургомистр.
Нашу кошку. 

Посидели, он поспрашивал нас, мол, как поживаете, гражданка Голландии Мэфроу Катия и друг ваш Ян из Польши? Как ваше то да се? Здоровье? Настроение? И потом по коленям себя – хлоп и говорит: «Ой, ну, мне пора». И ушел весь в шерсти нашей кошки. А в прихожей говорит: «Ах, да! Чего ж я приходил-то...». И вытащил из портфельчика своего. Вот! И вручил мне диплом такой красивый, подтверждающий, что я теперь гражданка Голландии.

Вот такая история про мою Катю. Верите, ночей не сплю. Хочу бургомистра! Мэра по-нашему. Нет, это по-ихнему, мэра. А по-нашему – председателя городского совета.
Вот представляю, как ко мне, ну, например, на юбилей или в честь выхода новой книги о нашем городе, придет председатель горсовета.
Я сначала очень хотела. Мечтала. А потом подумала-подумала. Ну, это вообще-то очень хлопотно будет. Сначала охрана приедет, за день-два, с сиреной, через весь город, проверить, как у нас и что, полазит по соседним крышам, чердакам, не обстреливается ли.
Наконец настанет день и час. И мы двери распахнем. И ворота. И соседей всех по квартирам загоним, чтоб ни-ни. И станем ждать. И прикатит эскорт. Опять с мигалками. Сам председатель, зам председателя, зав каким-нибудь отделом, еще пару каких-то, в галстуках. Все гладенькие, стерильные. Как гинекологи. А встречать?

У нас ведь как – раз власть, значит, надо вышиванку там, венок, хлеб соль в обеих руках, и торжественно, вытянув носок навстречу из подъезда...
Тут, конечно, чаем не отделаешься. Так значит, считайте сами: сам, зам, зав и еще человек девять-восемь… Н-да…
И собаку, и кошку надо будет спрятать подальше, запереть где- нибудь. И попугая, чтоб лишнего не сболтнул. Да и детей тоже. 
Чтоб вопросов не задавали. Они у меня любопытные.
Но вот плюс, что хорошо было бы – дорогу к нам сюда точно
подремонтировали бы. Точно. Вот ради этого я бы даже согласилась бы председателя принять. Мне все соседи по нашей улице были бы благодарны. Сколько каблуков здесь полетело, сколько шаровых опор, поворотных кулаков, а сколько велосипедов сломалось!..

Ой! А главное-то я и не сказала. Бургомистр-то к Кате на велосипеде приезжал. Во-первых, Катин дом был недалеко. Во-вторых, это экологично для города, в котором бургомистр бургомистром служит.
Он всем пример показывает. И, в-третьих, это очень полезно для здоровья.
Вот на таких условиях, как у Катюши, я бы согласилась принять бургомистра. Так что приходите, бургомистры…


СОСЕД


В дачном квартале у реки.
Во двор приходил кот, независимый, уверенный, бесцеремонный и надменный:
– Тээк! Тиха, тиха! – на все радостные возгласы, – Я старый солдат и, как там дальше, не надо слов любви и всяких ваших слюней. Я сюда к вам – чисто пожрать.
Серебристый, толстый, складки на боках и на шее, мордатый бархатный. Ничей. Общий.
Ему сервировали поляну. Буквально: выставляли еду на лужайке во дворе. Он терпеливо ожидал. Важно, нехотя, проходил к столу, усаживался и наблюдал исподлобья с подозрением, мол, чо так медленно подаём, чо так не подобострастно, чо с ленцой? Где заискивание? Угодливость? Ел, как будто делал одолжение, медленно, обстоятельно, не хватая и не глотая сразу, брезгливо кривился, как чиновник, которому пришлось обедать в школьной столовой. Отобедав, умывал морду, оглядывался вокруг, икал, отдувался, еще сидел и чего-то ждал, подозревали, что он сейчас прикажет кофию и сигару. Затем, если машина во дворе по случаю уборки была открыта, он запрыгивал на пассажирское сидение, сворачивался и спал полчаса. Подремав, выпрыгивал, потягивался, мог пройтись по периметру двора и в знак уважения и благодарности пометить углы. Потом шел в следующий двор. Там тоже доставали его тщательно вымытую мисочку, угощали. Слышно было недовольное ворчанье: «У Гончаровых-то меня стерляжьей ухой потчевали. У Даньковых сервелатик едал да потрошка куриные. И то не очень хотел. А вы сметану предлагаете. Небось, еще и магазинная. А ну? Свежа ли? Не кисла ли?»
Если вы вдруг потянулись бы его погладить, могли огрести. Когти были крепкие, удар прицельный. При этом шипел и рычал.
Недавно он исчез. Ждали. Звали. Расспрашивали соседей с других улиц. Посылали детей искать. Пропал. Говорят: Зайчик исчез… Этого зверюгу, обожаемого всеми жителями улицы, звали Зайчик. Печалимся… Скучаем…

                                                          Публикация Валерия ХАИТА