Skip navigation.
Home

Навигация

2021-НОВИКОВ, Андрей



ВЕРТЕП

Загорелась морозно и слепо
Неживая звезда над виском.
В Рождество я стоял у вертепа
и беззвучно молился тайком.

Мне казалось, что все будет после,
Даже чудо случится без слов.
Охрой выкрашен гипсовый ослик
И тряпичные куклы волхвов.

Неживые еловые лапы
В обрамлении были строги,
И над всем, как немые этапы,
Лишь сияли дары из фольги.

Только дух ароматного масла
Воспарил над сухою травой — 
Светлой радостью полные ясли,
И ребенок, веселый, живой.

Как теперь осознать воскресенье,
Вознесенье за сменою мук?
И чреватым казалось спасенье,
Разрушая чертоги вокруг.

Власть дрожала уже без сентенций,
Вот и Ирод полез на рожон,
Целлулоидных резать младенцев
Перочинным, дешевым ножом.

На какой остановимся плате
Богоборческий меряя срок?
Открывайся мне, тайна печати,
Кокон свой покидай, мотылек!


ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Игрива, шаловлива и шумна вторгалась жизнь и капала на темя,
И было только горе от ума, такое на дворе стояло время.
Еще не назревала смена вер и смена вех не шла еще насмарку.
И я гулял, примерный пионер с мороженым по городскому парку.
Не зримую вынашивая связь природа потрудилась в самом деле  — 
Деревья образовывали вязь, в пластмассовых кустах шмели гудели.
Среди скульптурных гипсовых химер, пенсионеров, домино и шашек,
Коней педальных или например аттракционов простотою страшных.
День хроникальный длился как изгой, на дежавю мучительно похожий,
В нем янки все еще бомбят Ханой и Чингачгук воюет краснокожий.
Жизнь отрастила праздник, как кисту под скальпель вездесущего мгновенья,
Мне все казалось медленно расту, а это изменялся угол зренья.
В том знаменатель. Ищет двойника  душа и лета зреет середина.
Как сахарная вата облака, в них запах овощного магазина.
Иду я имя прежнее назвав, и жизни смысл сверяю с небесами,
Меня хранил кто, навсегда отстав, сухими улыбаются глазами.
За мною деревянный самокат на маленьких подшипниках катился.
Не помню то, чему был страшно рад, не ведаю, с чем навсегда простился.


СЕМЬ СЛОНИКОВ

Верни мне детство просто и не жалко,
И с улицы зови скорей домой,
Там есть ковер, где озеро с русалкой,
Семь слоников гуляют на трюмо.

Не Ганнибал на них штурмует Альпы
На отрывном календаре. Упрям
Внезапный луч с теней снимает скальпы.
Белее снега вата между рам.

С румынским гарнитуром, нелюдимо
Живет в ажурной клетке попугай.
Там раковина с побережья Крыма,
И перламутр её не отвергай.

Родные там живут необъяснимо,
Их нет давно, фотоальбом закрыт.
И в запахе простом валокордина,
Эпоха заклеймит мещанский быт.


МЕЛОДИЯ

Мелодия? Что это было
У лета жаркого внутри?
Под шорох черного винила,
Где оборота тридцать три.

Уйдя в покой полуподвала
Через открытое окно,
Она еще негодовала
И колдовала заодно.

Так ностальгия, снова, снова
Заполнит страстно естество.
Как будто выковал подкову
На счастье или торжество.

Как дым витой, где тени робки,
Танцуют страстно по стене,
Она живет в простой коробке,
У радиолы в глубине.


МЕРЦАЕТ УТРО

Мерцает утро стыло —  черно — белым,
И у природы жесткие черты,
И солнце, нарисованное мелом,
Дает лишь горький привкус немоты.

Он, как всегда, случаен и не точен,
В разрывах мимолетных облаков.
Асфальт щербат и девственно —  молочен,
День непорочен в зеркале веков.

Живешь надеждой, да и то напрасно,
Разрежут жесткий воздух провода.
Над светом бытия, увы, не властны,
Ни память, ни прощенье, ни года.


ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ

Моет хозяйка посуду
Жгучей холодной водой,
Спорить сегодня не буду,
Я навсегда молодой.

Легкое платье и шея,
В них недоступная высь,
Так прикоснуться не смея,
Чувства мои родились.

Знаком невольной аскезы
Полнится кухонный такт,
В памяти привкус железа,
Впрочем и это не факт.

Жизнь потянулась к восторгу,
Прямо на цыпочках, вверх,
с тенью фрамуги расторгла,
Солнце и чистый четверг.


ХУДОЖНИК – ОФОРМИТЕЛЬ

Линии прямой ревнитель,
Бог гуаши, нитрокраски,
Спит художник-оформитель
В перерыве на обед,
Спит на лозунге запасном,
Где вождя размыт портрет.
Рядом с ацетоном банка,
Мокнет кисть в его парах.
Выше: медная чеканка –
Выколочен Славы орден,
Методом заливки полдень
Наплывает в витражах…
Спит художник-оформитель,
Сон дневной – тяжелый сон,
Куклой тряпочной на нитях -
Вдруг себя увидел он.
Запах морга, чувство долга,
Трафарет для горпромторга…
Бред ужасно плодовит,
Некто пальцем шевелит.
Этот некто дразнит, манит.
Выпивает растворитель,
Отвергает хозрасчет.
Просыпается в дурмане,
Бедный, патлый оформитель.
Что теперь его влечет?
Дрянь во рту, башка трещит,
Он грунтует новый щит.


СУМЕРКИ

Бесславно темнеет. Струя молока
Поет монотонно в ведре
На цинковом блике, мелеет река,
Сужается свет. В сентябре
Идет межевание в небе, гряда,
Чернея, идет за грядой.
На землю упала гнилая вода,
А чистая стала бедой.
Хозяин стреляет ворон от тоски,
Хозяйка другим занята:
Корове тяжелые мажет соски,
Густым вазелином, а та
Таращит наполненный влагою глаз,
В котором колеблется двор,
Скамья деревянная, ведра и таз,
В колоду вонзенный топор.
Смеркается, в лампу налит керосин,
Гудит в отдаленье баржа.
Знамением поп осенил апельсин,
И съел. Гром не грянул, а жаль.
Хозяин, по полю отмерив версту,
С колена, не целясь, как есть,
Последний патрон разряжает в звезду,
Взошедшую в небе как весть.


ДАМАСК

Жаркий полдень на аркане, зноем полнится Дамаск,
Кофе продают в дукане —  дивных ароматов власть.
Удивляешься, откуда суеты внезапный шелк,
Рядом резали верблюда, спрятав голову в мешок.
Нож сверкнул узбекский точно, рукоять ушла в рукав.
Всюду колорит восточный, дух приправ и терпкость трав.
В них анис араки пьяной и круженье головы,
После крепкого кальяна, после сладкой пахлавы.
Вот кишки бараньи с рисом мне несут в подарок, мол...
Коврик для намаза вписан в яркий мозаичный пол.
Толстой пальмы опахало освежает ротозей,
У турецкого вокзала, превращенного музей.
Век назад и прямо в Мекку путь лежал к Пророку, но
Турки, прежде покумекав, клали шпалы на сукно.
От почтения и страха, от паломнических грёз  — 
Не тревожить же Аллаха будет громкий паровоз?!
Принимаю эти нравы, прямо под Касьюн — горой,
Размотай чалму как саван, усыпи меня, укрой.


ОДНА МИНУТА

Ушел в дурмане, стыдно малость,
Простые позабыл слова.
Черна как хлеб разлуки жалость,
Черства уютом, как вдова.
Не быть нам снова молодыми,
Уйти и больше ничего,
К не подытоженной твердыне,
Благоразумья своего.
Но век не изменяет облик,
Для новой встречи роковой,
Пока еще не приспособлен
К отмщенью опыт неживой.
Когда дороги изогнуты,
Тоской пылят издалека,
Хватило бы одной минуты,
Чтобы простится на века.


ОГНИ

Мне снятся по ночам огни чужого края,
И робко в черный створ разверзнутых небес,
Уходит прошлый век, под ветром замирая,
И будто сам к себе теряет интерес.
Но что известно нам: единожды учиться
Не предавать мечты, не заводить врагов,
Лишь только потому, что время мелочиться
Не любит и всегда боится берегов.


ВОЗРОДИВ ОГОНЬ

Возродив огонь из сажи,
Сотворив еще чудес,
Никому не скажешь даже,
Что и сам теплом воскрес.
Пламя языками чалит,
Треск костра почти затих,
В толкование печалей,
Или радостей благих.
Обостряет восприятье,
Познавать явленья суть,
Это странное занятье -
Изучать лучистый путь.
Жить бы дальше не по числам,
По законам естества,
Даль и тьму наполнив смыслом
Одинокого костра.


НОВИКОВ Андрей Вячеславович родился в 1961 г. в с. Алабузино Бежецкого района Тверской области. Первая серьезная публикация состоялась в журнале «Подъем» в 1984 году. Стихи печатались в газетах: «Литературная газета», «Московский комсомолец»; в журналах «Сибирские огни», «Байкал», «Крым», «Сибирь», «Симбирскъ», «Литературная учеба», «Дружба», «Литературная Киргизия», «Петровский мост», «Зинзивер», «Российский колокол», «Подъем», «Метаморфозы»; в альманахах: «Истоки», «Поэзия», «День поэзии», «Академия поэзии», «Московский Парнас», «Тверской бульвар,25». Автор 5 книг. Живет в г. Липецке.