Skip navigation.
Home

Навигация

2017-РОСТОВЦЕВА, Инна

Из цикла «Живые символы. Русские классики»

                     *  *  * 

            Только душу ломит, и слышно там, в глубине,
            душа моя дрожит, трепещет, шевелится.
            Ф. Достоевский, «Бедные люди», т.1, стр. 94
                                                         (Собр. соч. в 30 т.)

Ещё шевелится душа,
Как червь подземный,
Ещё трепещет, задышав,
Как лист наземный.
Ещё дрожит темно слеза
При виде близкого страданья –
И открываются глаза –
На просветлённость состраданья.
И душу ломит – и томит
Её состав подвижно-тонкий,
Не оттого, что ты – забыт, –
Что сердце, ослабевши, – тонет.
14 января 2000 г.

                    
                        *  *  * 


Расплатиться забвением близких, чужих,
Перестать быть партнёром
В игре словопрений – своих – не своих,
Отбросить упрёки, укоры,

Исчезнуть на время – длиною в века,
Как дни, отшумевшие глухо,
Уносит бесследно река.
Остаться без взгляда, без слуха,

Без мысли о мысли – что мир без тебя –
Такой или разно-другой,
И кто тебя помнит, любя и скорбя –
Совсем неизвестный, иной –

Возможно бессмертие так получить –
Нас учит философ.
Но, Боже, как хочется смертным побыть –
К тебе обращённых вопросов.
10 мая 2000 г.
Гоголь

Среди отцов-церковников, наставников Матфея
Я вижу мальчика в холодном доме.
Ночь входит. Третий час из рук её, немея,
Вдруг падает на пол, уже стоит в проёме 
Фигура Зла, меняя облик, образ.

Я вижу мальчика, без имени, слугу,
Заснувшего беспамятно в углу.
Проснись, проснись, – душа узнает возраст!
Душа растёт, к минуте приближаясь

Страшной. Голос глух, как в яму опускаясь:
Подай мне плащ, свечу, пойдёшь со мной.
Сказал так, словно хоронить кого-то собираясь,
И комнаты, где шли, крестил свечой.

Портфель из шкафа принеси. Подай!
Когда же связка из бумаги показалась,
Всё существо ребёнка догадалось –
Сейчас умрут и книги, и года.

И, на колени пав, просил и плакал,
И плакал и молил, как если бы Россия.
Кто вырос из него? Ещё один Акакий?
Иль унесла безвестности стихия?

Но он – единственный свидетель катастрофы –
Унёс с собой последний в мире взгляд,
С таким художник провожает на Голгофу
Родное детище своё... Листы горят...

«Сожёг! Сожёг!» И тут же воротился,
Откуда вышел, – но с одним лишь телом –
Пустою оболочкой. Белым мелом
Очерчен круг. Но кто в нём проявился?

Он – жертва духа ль адского, незримо
Живущего меж нас без образа и тени,
Терзающего нас, судьбы помимо,
В минуты самых чистых помышлений?

Иль он в руках тщеславных фарисеев
Козырный туз и, разыграв его пред Богом,
Они сожгут, наследники Матфея,
Священный дар – и назовут Набоковым.

О нет! Я вижу в действе заблуждений
Души его – невиданных творений
Блеск красоты, не барин он и не
Церковник был, – художник свыше:

Несовершенное сожёг – и вышел.
Он мальчика целует и к стене
Лицом ложится, чтоб никто не слышал:
В незатихающем от плача плачет сне.

Всё кончилось: фонарь не умирает,
И лампа в комнате отныне не блистает,
Как в голубой излучине сонаты.
И страшная рука, поднявшись въявь, карает
Не смертью, нет, – но виденным когда-то.
30 июня – 1 июля 2001 г.


                         *  *  * 

Ночной или дневной он звался человек,
Холодный, тёплый; врач или больной.
Не важно более: всё тот же крупный снег
Валится влево и ленивою волной
Сейчас накроет крыши и прохожих...
Он создал мир, где миг и сердце схожи.

В Москве – зима, как сотни лет назад.
Две утки в Яузе с захламленной водой
Торчат, покуда не устанет взгляд.
Мир ждёт терпенья и не ждёт наград.
Пока на небе согласуется парад
Светил ночных и засияет Веспер,
Как избежать нам ложной славы блеска, 
Не искажёнными – совпасть с судьбой?

Вот человек простой фамилии идёт
Под светом фонарей. Он Гусев или Дымов,
Но в поединке с жизнью Дон-Кихот,
И вечный образ примеряет имя.
А пленник безнадёжный Крыма,
Как он мечтал увидеть крупный снег,
Смех в сумерках – и умереть зимою
В России, где проходит век
Тщетой бессмысленной, тщетой земною.
20-29 января 2001 г.


                     *  *  * 

На невидимой стороне жизни
Со мной не остался никто, даже сестра.
Даже мёртвые ушли с того места,
Где были вчера.
На невидимой стороне жизни.

Смотри, – там в ряд деревья старых вишен,
И ты стоишь ребёнком, в белой нише;
Смола стекает, и янтарная слеза,
Как стрекоза, дрожит под детским пальцем.

Глаза закрою, помолчу – и назову Картину:
Прошлый век. Деревня Зазерки
(За озером, где школа, сад и бусел). 
Год сорок первый. Не хватает кальция.
Извёстка белый осыпает цвет.
И распадающийся узел
Из веток вишнёвых, из будущих иллюзий, –
Горчайший запах над завесой лет...

И грустно Чехов смотрит нам вослед,
Несбывшийся поэт...
      2 февраля 2001 г. 


РОСТОВЦЕВА, Инна Ивановна, Москва. Литературовед, поэт и переводчик. Членен Союза российских писателей. Автор книг: «Сокровенное в человеке» (1968 г.), «Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания» (1984), «Между словом и молчанием. О современной поэзии» (1984), «Стихи частного человека» (1999.), «Ночь. Продолжение» (2013). Составитель книги писем Алексея Прасолова «Я встретил ночь твою» (2003). Автор более 300 статей по проблемам русской классической и современной поэзии. Читала лекции о русской поэзии в Зальцбургском и Венском университетах. Доцент кафедры творчества Литературного института им. М.Горького. В 2006 – 2016 гг. – руководитель творческого семинара поэзии.