- Купить альманах Связь Времен
- Связь времён, выпуск 12-13
- Библиография
- ГАРБЕР, Марина. Дмитрий Бобышев. Чувство огромности. Стихи.
- КАЦОВ, Геннадий. «В ОСТЕКЛЕНЕВШЕЙ ЗАДАННОСТИ...» (В связи с выходом поэтического сборника А. Парщикова)
- ФРАШ, Берта. Владимир Батшев. СМОГ: поколение с перебитыми ногами
- ФРАШ, Берта. Стихотворения поэтов русского зарубежья
- ШЕРЕМЕТЕВА, Татьяна. ЗАГАДКА ИГОРЯ МИХАЛЕВИЧА-КАПЛАНА ИЛИ МУЗЫКА ПОЭТА
- Интервью
- Литературоведение
- Переводы
- Ахсар КОДЗАТИ в переводе Михаила Синельникова
- Джалаладдин РУМИ в переводе Ины БЛИЗНЕЦОВОЙ
- Игорь ПАВЛЮК в переводе Витaлия НАУМЕНКО
- Лэнгстон Хьюз в переводе Ираиды ЛЕГКОЙ
- Перси Биши ШЕЛЛИ. Перевод с английского Яна ПРОБШТЕЙНА
- Эдвард де ВЕР, Перевод с английского Ирины КАНТ
- Сонеты ШЕКСПИРА в переводе Николая ГОЛЯ
- Филип ЛАРКИН в переводе Эдуарда ХВИЛОВСКОГО
- Поэзия
- АЗАРНОВА, Сара
- АЛАВЕРДОВА, Лиана
- АЛЕШИН, Александр
- АМУРСКИЙ, Виталий
- АНДРЕЕВА, Анастасия
- АПРАКСИНА, Татьяна
- БАТШЕВ, Владимир
- БЕЛОХВОСТОВА, Юлия
- БЛИЗНЕЦОВА, Ина
- БОБЫШЕВ, Дмитрий
- ВОЛОСЮК, Иван
- ГАРАНИН, Дмитрий
- ГОЛКОВ, Виктор
- ГРИЦМАН, Андрей
- ДИМЕР, Евгения
- ЗАВИЛЯНСКАЯ, Лора
- КАЗЬМИН, Дмитрий
- КАНТ, Ирина
- КАРПЕНКО, Александр
- КАЦОВ, Геннадий
- КОКОТОВ, Борис
- КОСМАН, Нина
- КРЕЙД, Вадим
- КУДИМОВА, Марина
- ЛАЙТ, Гари
- ЛИТИНСКАЯ, Елена
- МАШИНСКАЯ, Ирина
- МЕЖИРОВА, Зоя
- МЕЛЬНИК, Александр
- МИХАЛЕВИЧ-КАПЛАН, Игорь
- НЕМИРОВСКИЙ, Александр
- ОРЛОВА, Наталья
- ОКЛЕНДСКИЙ, Григорий
- ПОЛЕВАЯ, Зоя
- ПРОБШТЕЙН, Ян
- РАХУНОВ, Михаил
- РЕЗНИК, Наталья
- РЕЗНИК, Раиса
- РОЗЕНБЕРГ, Наталья
- РОМАНОВСКИЙ, Алексей
- РОСТОВЦЕВА, Инна
- РЯБОВ, Олег
- САДОВСКИЙ, Михаил
- СИНЕЛЬНИКОВ, Михаил
- СКОБЛО, Валерий
- СМИТ, Александра
- СОКУЛЬСКИЙ, Андрей
- СПЕКТОР, Владимир
- ФРАШ, Берта
- ХВИЛОВСКИЙ, Эдуард
- ЧЕРНЯК, Вилен
- ЦЫГАНКОВ, Александр
- ЧИГРИН, Евгений
- ШЕРБ, Михаэль
- ЭСКИНА, Марина
- ЮДИН, Борис
- ЯМКОВАЯ, Любовь
- Эссе
- Литературные очерки и воспоминания
- Наследие
- ГОРЯЧЕВА, Юлия. Памяти Валентины СИНКЕВИЧ
- ОБОЛЕНСКАЯ-ФЛАМ, Людмила - Валентина Алексеевна СИНКЕВИЧ - (1926-2018)
- СИНКЕВИЧ, Валентина
- ШЕРЕМЕТЕВА, Татьяна. Голубой огонь Софии ЮЗЕПОЛЬСКОЙ-ЦИЛОСАНИ
- ЮЗЕФПОЛЬСКАЯ-ЦИЛОСАНИ, София
- ГОРЯЧЕВА, Юлия - Ирина Ратушинская: поэзия, политика, судьба
- ГРИЦМАН, Андрей - ПАМЯТИ ИРИНЫ РАТУШИНСКОЙ
- РАТУШИНСКАЯ, Ирина
- Изобразительное Искусство
- От редакции
- Подписка
- 2017-ОБ АВТОРАХ
Выпуск 10 - ЛУКОМСКАЯ, Людмила
Людмила ЛУКОМСКАЯ
ПОЭТЫ – ХУДОЖНИКУ
К 80-летию со дня рождения Павла Тайбера
Мы не расписывали холст,
Не знаем – тонок он иль толст.
Но – слава Живописи! – В ней
Спасались мы от тёмных дней!
Бывало, вспыхнет, заблестит…
Пусть Живопись нас приютит.
Новелла Матвеева. ЖИВОПИСЬ
Последние 23 года жизни художника Павла Тайбера прошли в живописной Калифорнии, щедро обогатившей его палитру и тематику картин. А главное, повезло ему с окружением – рядом работали и творили талантливые поэты, писатели, композиторы, искусствоведы, театральные режиссеры. Многочисленная интеллигентная публика не пропускала выставки, лекции, спектакли, концерты, презентации книг и журналов. Насыщенная культурная атмосфера давала пищу для ума, побуждала к творчеству, вдохновляла Тайбера на создание новых работ.
Как оказалось, процесс был взаимный. Помимо воспоминаний, искусствоведческих статей и лекций, видеозаписей выставок, издания альбомов работ, еще одним откликом на картины Павла Тайбера стали отзывы поэтические.
Стихи, навеянные живописью, интересны не только поэтическим описанием изображенных красот, но и мыслями, ассоциациями, эмоциями, вследствие которых и рождается стих. Интересно сравнить свое впечатление и то, что увидел в той же работе поэт, - ведь реакция поэтов непредсказуема. Стих иногда побуждает зрителя мысленно вернуться к сюжету, которому он поначалу не придал значения; вернуться, чтобы понять или придумать мотивы, побудившие самого художника к созданию картины. Это своего рода сотворчество зрителя с художником, которое искусствовед Б.М. Бернштейн назвал «интеллектуальным приключением». Видение поэта и толкование сюжета картины обогащает зрительский опыт, дает новый угол зрения на живопись, которая может не только радовать глаз, но и наводить на размышления, находить неожиданные связи с событиями жизни своей или общества.
Отклик на простенький сюжет
Среди ярких, сложных по композиции и по замыслу живописных работ Тайбера эта небольшая картинка не задерживает надолго взгляд зрителя: в обычной стеклянной банке замерла у прозрачной, но непроницаемой стенки черная рыбка.
Однако у поэта этот незатейливый сюжет вызвал неожиданно сложные ассоциации. Разбуженное воображение обернулось взволнованным драматическим текстом. Прочитав его, невольно задумываешься и над тем, какие мысли, события или воспоминания самого художника стоят за этой простенькой, но, как оказывается, печальной картинкой? Угадать нельзя, но, видимо, неспроста появилась эта одинокая рыбка в прозрачной холодной голубизне замкнутого пространства.
П.Тайбер. Черная рыбка
Александр МАЛЛАЕВ
(1949-2009)
ЧЕРНАЯ РЫБКА
Художнику П. Тайберу
Обклеен мир газетами, анонсами афиш.
Ты в тень полуодетыми натурщиц пригласишь.
Виолончель отставлена, и стёрся силуэт.
В нем женщина оставлена, которой больше нет.
А рядом не захлопнуто осеннее окно.
И листья с нервным ропотом ложатся под сукно.
Акриловая, снежная – завьюжится зима.
Густеет кровь мятежная… Холмы, поля, дома...
Душе ль легко печалиться? Проходит взгляд насквозь…
И вернисаж кончается. И закипает злость.
Просаживая вечности – за фолом фол – молчу.
Тут все – о человечности!.. А я опять ворчу!..
Но вдруг мой шаг замедлился:
в стеклянной банке – темь.
Глазам моим не верится! Иль это просто тень?..
Нет, правда! Рыбка черная – на стеночке живет…
Такая отвлеченная… На слово – не клюет!..
Мы с нею чем-то схожие: и цветом, и душой.
И так же растревоженно, и так же хорошо! –
В какой-то банке: выловлен и неподвижен я.
Шагами семимильными – разрушенность моя, –
Запрятана в молчание и в черный цвет ночи.
Нет, рыбка, не отчаяние! Нет, рыбка, не молчи!
Ты долгий путь проделала, и смотришь свысока.
Но жизнь моя не сделала свой выстрел у виска!
Да, черная отдушина!.. Да, оттиск пустоты!..
Нет, нет! Душа отпущена… Нет, нет! Ведь я – не ты!..
Я тоже – слепок гипсовый! – На пепле всех Помпей!
Я растворен в единственной картине галерей –
Всех вернисажей крохотных, в портовых городах.
У пирсов, в мыслях хлопотных! В рыбацких коробах…
Над траулером, пробкою притертого бортом, –
Вдруг выпала: неловкая, и черная, притом.
Я удивился: Боже мой! Как, ты еще жива!
Какие же мы схожие… Но это все слова.
Я выпросил… Я выбросил – торговцу белый флаг!
В себе я это выносил, что встреча наша – знак!
И в океане, черная, как точка, ты плыла.
В закате запеченная, ты – золотой была…
Как вкопанный, картиною я был заворожен! –
И жизнь казалась длинною, ведь я тебя – нашел!
“И наша встреча странная”, – подумал просто так. –
Негаданно-нежданная, и, кажется, пустяк…
Я ухожу… Смещаешься, теряешь речи дар, –
Но выпасть не решаешься – на скользкий тротуар.
Законы физики подчинены сюжету, а не наоборот
Только неординарно мыслящему поэту может принадлежать это парадоксальное утверждение. Наверное, так случается, когда поэт заворожен сюжетом картины настолько, что он просто «входит» в этот сказочный мир – ведь статичность картины не преграда для воображения. Распутывая волшебный клубок фантазии художника, поэт оживляет персонажей картины, наполняет, дополняет ее звуками еще не сочиненной мелодии, цоканьем копыт, шелестом листвы, и мы вслед за ним ощущаем запах «дыма из трубы вместе с ветром». Поэт знает, что много чудесных вещей может произойти здесь, чтобы стать потом сюжетами для стихов. Возможно, потому и не хочет он возвращаться в реальный мир из этого, сказочного...
П.Тайбер. Представление
Саша НЕМИРОВСКИЙ
ХУДОЖНИК
К картинам Павла Тайбера
Одинокий домик парит в голубом небе
в окружении облаков.
Я постучу негромко. Мне откроет гном.
Набекрень
надета треугольная шляпа, а с боков
топорщатся крылья,
заполняя дверной проем.
Он протянет руку, рукопожатие с избытком силы
не на шутку.
Мы улыбаемся вдвоем.
Прямо с крыльца я войду в комнату
и окажусь в чертогах замка,
П.Тайбер. Три девушки
где три музы в масках,
исполненные
величия, снизойдя к моему приветствию,
кивнут музыканту,
стоящему на подиуме. И тот в соответствии
с этиккетом
заиграет еще не сочиненную мелодию.
Дудочка, пальцы, рот.
И станет понятно, что законы физики
подчинены сюжету,
а не наоборот.
Сюрпризы
не прекращаются. Красный рыцарь
на белом коне пересекает двор –
цоканье подков, клацанье доспеха,
сверканье шпор.
П.Тайбер. Сказка
Лица
зевак разглядывают моё. – «Кто приехал?»
Разговор,
споткнувшись, продолжается о своем.
В углу под башней стоит маэстро
и пишет точным мазком кисти
фонтан, водоём.
Руки – продолжение глаз.
Место,
где я застыл, заполняется листьями,
падающими с дерева, где враз
пароход на ветках
нашел, наконец, причал.
Дым из трубы. Я вдыхаю его вместе с ветром,
гнущим деревья, хлопающим по плечам
моей же курткой.
Там, наверху, загораются празднично
окна над порталом.
А тут шуршит ветер, крутит
занавески, мусор, тряпьё,
выгоняя меня. И жутко
вернуться в мой мир из этого сказочного,
Но рыцарь опускает забрало
и наставляет копье.
«В разнообразии фактур – лиц отраженья», –
так утверждает поэтесса Лина Соминская. Любуясь пейзажем или изображенной на холсте мертвой природой, не обязательно угадывать замысел художника, искать особые смыслы. Можно просто любоваться игрой цвета и света, сочетаниями предметов, их формами, как это изобразил художник. Но вображение поэта творит свои образы, улавливая невидимые связи предметов, подслушивая их разговоры. Встреча с картиной требует отклика, так возникает стихотворение.
Лина СОМИНСКАЯ
НАТЮРМОРТ
Гляжу на старый натюрморт –
Предметы, фрукты...
Меж ними слышу разговор
И спор как будто.
Коварно яблоко манит –
Совсем не новость.
И розовость его ланит
В стола дубовость.
И виноградин чёрных ряд,
Как будто чётки,
Перебирают-говорят
в чугун решётки.
В разнообразии фактур –
Лиц отраженье.
П.Тайбер. Октябрь Осенний натюрморт
Сквозит различие натур
И положенья.
Но композицией одной
Всё рама свяжет.
А холст, что смотрится стеной,
Своё расскажет.
Расскажет груша о руках,
Сомкнутых нежно,
А лист граната – о шелках,
Что так небрежно
Струились с оголённых плеч.
В глазах – досада...
Нет, кисть не может уберечь
Все тайны сада.
ОСЕННИЙ ЭТЮД
К картине, подаренной мне художником Павлом Тайбером
Тучи дальней выдох-лепесток
Синим полыхнул в высоком небе.
Света долгого стекает ручеёк –
Тонкий стебель.
Мудрый жёлтый глаз ночной Луны
Удивителен, как Постоянство...
На Земле
все люди влюблены
И глядят в Пространство.
Взгляд сквозь маску
Увидеть, уловить в работах Тайбера юмор, а порой иронию, прикрывшуюся маской, не так трудно. Но вот что-то понять при встрече с его работами о нем и о самом себе и рассказать об этом в коротком мелодичном, освещенном грустной улыбкой стихотворении, может только истинный поэт.
П.Тайбер. Поэт
Мартин МЕЛОДЬЕВ
ЭЛЕГИЯ
П.А. Тайберу
Ах, эти алые герани!
Когда над городом снега,
они цветут в оконной раме,
родные сестры очага.
А здесь, в сухой палитре Юга,
они нам кажутся бледней,
как мы себе, на склоне дней,
в глазах насмешливого друга.
Прощание
Саша НЕМИРОВСКИЙ
НА СМЕРТЬ ХУДОЖНИКА
Памяти Павла Тайбера
Засохли краски.
Вывезли холсты.
В передней толпы.
И сказке
наступил конец. – Листы
перевернулись. Том захлопнут.
Перемолчать. Слова сейчас пусты.
Лишь смотрит облако с лицом собаки
на городок одноэтажных изб,
где школьники столпились у столба.
Так не бывает, это враки,
чтоб ласточки все вместе собрались
на проводах, морщинками у лба.
Наступит день – рванутся чайки клином
за океаны. И пойдет молва.
Пожать бы руку. Встретиться в гостиной.
И, наплевав
на запрещения врачей,
кутить. Опущены с повинной
глаза.
Мир продолжается.
Теперь уже ничей.
Людмила ЛУКОМСКАЯ
* * *
Но есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.
А.Блок
По морю кораблик плывет,
У штурвала стоит капитан.
- Что там в трюме твоем лежит,
Не вино ль из заморских стран?
- Груз мой лёгок – кувшин простой,
Но его запечатал не Вакх.
Примет в дар от меня царь морской
Художника славного прах...
По морю кораблик плывет,
У штурвала стоит капитан.
Легкий пепл над волнами кружит,
Светлый Дух летит к облакам...
П.Тайбер. Путешествие в будущее